Каршеринг в России. Пример реализации Каршеринг в России. Пример реализации

Каршеринг в России. Пример реализации

В последние несколько лет на дорогах Москвы и Санкт-Петербурга всё чаще можно встретить яркие автомобили компаний, предоставляющих услугу кратковременной аренды (каршеринга). Давайте посмотрим, что же это такое и какие решения производителей в области мониторинга транспорта можно реализовать в подобных проектах.

Каршеринг – это зародившаяся в Европе разновидность аренды автомобилей без водителя, обычно с поминутной оплатой. Услуга гармонично сочетает в себе преимущества личного автомобиля, при этом будучи удобнее общественного транспорта и стоящая дешевле такси.

Суть каршеринга

Чтобы начать пользоваться каршерингом, необходимо зарегистрироваться в сервисе и скачать мобильное приложение для смартфона. С его помощью на карте можно найти свободный автомобиль поблизости и забронировать его, после чего вам будет предоставлено 20 минут для того, чтобы добраться до машины. Начиная с 21-ой минуты, автоматически включается тариф «Парковка», а тариф «Аренда» действует с момента отключения сигнализации автомобиля. Доступ в машину осуществляется с помощью того же мобильного приложения. Плата за аренду автомобиля автоматически списывается с банковской карты после завершения поездки. Таким образом, общение с сотрудниками компании сведено к минимуму. Однако, в случае возникновения проблем, клиент сервиса всегда может связаться с операторами по телефону или через интернет.

История появления каршеринга

История каршеринга стартует в начале 2000-х. Именно тогда одновременно были созданы две крупные компании, процветающие и по сей день: в США появился ZipCar, а в Великобритании – City Car Club. Каршеринг ZipCar на данный момент является одним из крупнейших сервисов поминутной аренды в мире. Это дочернее предприятие Avis Budget Group. По данным на сентябрь 2016 года, Zipcar зарегистрировала миллион пользователей. Суммарная численность автопарка составляет 10 000 машин в 500 городах и 9 странах (США, Великобритания, Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Германия, Испания и Турция).

В России первые каршеринг-сервисы появились в 2013 году: в Москве начала работу компания AnyTime, а в Санкт-Петербурге – Street Car. Спустя несколько лет на рынок стали выходить другие игроки, но первооткрывателями данного вида услуг в России были именно эти компании. Разумеется, и по сей день эти и другие компании-операторы продолжают совершенствовать сервис, а также качество предоставляемых услуг в тесном сотрудничестве с разработчиками аппаратного и программного обеспечения.

Программная платформа

Одной из первых проблем, с которой пришлось столкнуться  разработчикам при запуске подобных сервисов - отсутствие готовых российских решений с ПО. Сейчас это кажется странным, но тогда на рынке подобного еще не было. Чаще всего за основу брались решения международных компаний, которые пытались перенести в российские реалии. Однако, по многим причинам этот способ оказался неэффективным и большинство компаний сейчас используют либо собственные разработки, либо адаптированные решения партнеров.

Основными задачами на этапе запуска специализированных платформ стали не только комплексный контроль за местоположение машины, но и возможность удаленного управления максимальным количеством систем автомобиля с минимальным вмешательством оператора - для уменьшения издержек и снижения возможности прочих возможных рисков услуг проката.

Ключевой задачей разработчиков универсального решения стало достижение максимального взаимодействия водителя и автомобиля, а также полная автоматизация комплексного контроля работы всей системы со стороны оператора. В результате, в современных решениях пользователь использует только свой смартфон для взаимодействия с сервисом и автомобилем, а общение с операторами сводится к минимуму.

Аппаратные решения

Особенности комплексной автоматизации взаимодействия между оператором, пользователем и, непосредственно, машиной требуют очень глубокой технической проработки, а также интеграции специального телематического оборудования практически во все основные узлы автомобиля. Устройство GPS/ГЛОНАСС в данном случае является важнейшим звеном системы, благодаря которому пользователи услуг каршеринга могут найти свободный автомобиль поблизости, а операторы - отслеживать его местонахождение в режиме реального времени.

Именно такое решение и было разработано компанией «РТ Групп» в тесном сотрудничестве с Anytime – «первопроходцем» услуги каршеринга в России. В ходе реализации проекта было протестировано множество устройств GPS/ГЛОНАСС от различных мировых производителей. Максимальное соответствие требуемым критериям отбора показал терминал Galileosky v5.0 – один из самых надежных в сфере мониторинга транспорта и лидер по числу входов/выходов для подключения большого числа дополнительных датчиков, «собирающих» данные с CAN-шины автомобиля, охранной и прочих систем.

Использование прибора позволило оператору контролировать стиль вождения, соблюдение скоростного режима и других правил дорожного движения водителем автомобиля. Анализ получаемой информации помог выстроить гибкую коммерческую политику для различных категорий клиентов: вводить бонусные программы для аккуратных водителей и штрафы для тех, кто не считает нужным беречь чужое имущество.

Отправляя команды на терминал, пользователь и оператор смогли «управлять» автомобилем удаленно: заводить или глушить двигатель, открывать и закрывать двери. Кроме того, за счет поддержки оборудованием Galileosky голосовой связи, водитель получил возможность оперативно связаться с Call-центром, а диспетчер - отправлять важную информацию водителю для предотвращения потенциально опасных ситуаций.

Перспективы развития технологии

Можно сказать, что каршеринг является неизбежным будущим крупных городов. Он очень удобен, а также способствует улучшению транспортной и экологической ситуации в мегаполисах. Сервис активно развивается во всем мире, и наша страна здесь, конечно, не исключение.

Однако, по состоянию на 2017 год можно с уверенностью говорить о том, что в крупных городах России данная ниша услуг совершенно пуста и имеет хорошие возможности для роста. Ведь даже в московском регионе 6 основных компаний-операторов покрывают потребности рынка в автомобилях лишь на 30-50% (по разным оценкам), а в Санкт-Петербург и Сочи на данный момент активно приходят те же операторы в рамках расширения своего бизнеса. По оценкам специалистов потребность в доступных машинах в Москве оценивается в 20000 единиц, в Санкт-Петербурге – 5000, в городах с населением более миллиона человек - около 1000.

Способствовать более активному развитию рынка каршеринга в России может и вовлечение в этот бизнес автопроизводителей с собственными продуктами или прокатных компаний с мировым именем, которые уже давно пришли в Россию и успешно работают на рынке долгосрочной аренды автомобилей, имея при этом весьма весомую базу клиентов.